РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Аборигены гор Карачаево-Черкесии - абазины

НИА-Кавказ

kultura3История этноса этого народа Карачаево-Черкесии началась более пяти тысяч лет назад. Историки нашли у античных авторов, в частности у Геродота (древнегреческого историка V века до н.э.), этноним «абаза».

На карте историка территория расселения его представителей пролегает от верховьев Гагринского массива до подножья Эльбруса.

Как рассказал корреспонденту НИА-Кавказ заместитель директора по воспитательной работе института строительства и электроэнергетики Мурат Муртазов, по церковному преданию, святой апостол Андрей в 40-м году нашей эры проповедовал христианское вероучение среди горских народов: алан, абазгов и зикхов.

«Во II веке нашей эры, - говорит эксперт в области истории и культуры абазин, - история зафиксировала княжество — Абазгия. Спустя шесть веков найдены доказательства существования в то время Абазгского царства, более известного как «Абхазское царство». Периодически переселение абазин проходило через горные перевалы между верховьями рек Белой и Теберды. Топонимика этих маршрутов в настоящее время этимологизируется на основе абхазо-абазинского языка».

Возможно, поэтому некоторые наименования тех мест имеют перевод с абазинского языка на русский. Например, хребет Муса Ачитара переводится как «загон для лошадей Мусы»; местность Теберда - «место откочёвки»; река Маруха - «солнечная».

К слову, язык этого народа считается одним из самых сложных для изучения, в нем употребляется до 78 фонем.

В беседе с журналистом историк отмечает, что назвать точную дату появления абазин на территории нынешней Карачаево-Черкесии довольно сложно. Но известно, что в период с XIV по XVII века представители этого народа стали переселяться на северный склон Главного Кавказского хребта, заселяя верховья рек Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, Кубани, Теберды, Кумы, Подкумка, Малки. В настоящее время они компактно проживают на территории Карачаево-Черкесской республики в тринадцати абазинских селениях. Кроме того, они составляют основную часть жителей черкесских аулов, а также рассеянно проживают и в других селениях и городах республики.

Эксперты в один голос заявляют, что абазины – аборигены гор. Они с давних времен периодически спускались в низину, контактировали с кабардинцами, ногайцами, аланами.

«Благодаря такому плотному межнациональному общению, - продолжает Мурат Муртазов, - у наших народов очень много схожих по смыслу пословиц, поговорок и даже родов. Многие из карачаевцев, по описанию пристава Петрусевича, происходят из абазин. По исходу Кавказской войны многие из абазгов оказались на Маре. Очень часто в абазинской среде оказывались представители прямых карачаевских, кабардинских фамилий (Узденовы, Байрамуковы и так далее). Такая же картина и у карачаевцев, где немало выходцев из абазин».

По оценкам экспертов, вплоть до 19 века численность абазин была очень большой. Но с началом соперничества мировых империй (Крымское ханство, Британская, Османская, Российская империи) численность этого народа постепенно сокращалась. И далеко не всегда виной тому были боевые действия.

Сейчас численность абазин в Карачаево-Черкесии около 30 тысяч человек. Хотя одно время их было раз в десять меньше. Тем не менее говорить о полном благополучии для будущего абазин историк считает преждевременно.

«Чтобы была сохранена абазинская этнопсихология, - утверждает Мурат Муртазов, - должна была сохраниться та среда, в которой доминировал бы абазинский язык, общение. Если мы хотим, чтобы абазины сохранились как народ, говорящий на своем языке, имеющий свой национальный колорит, нужно сохранить традиционное существование народа. А для этого необходимо, на мой взгляд, минимизировать уход молодежи из национальных населенных пунктов, связанный с экономической неблагосостоятельностью. Ведь сейчас мы уже не живем в той среде, в которой доминирует абазинский язык».

Собеседник считает, что в семьях постепенно утрачивается привычка говорить на родном языке. Кроме того, по телевизору дети смотрят отнюдь не абазинские мультфильмы. Все это способствует ассимиляции народа, может привести к утрате самобытности, традиций.

«Очень многое, - сетует Мурат Муртазов, - идет от родителей и их желания или нежелания вкладывать в ребенка не только средства, но и народную культуру, мудрость. Вот Чечня в этом направлении много работает. Там и русским языком владеют на зависть многим, и на родном говорят в совершенстве».

Но, что также отмечает собеседник, другого такого региона, где мирно соседствуют разные народы, относящиеся к разным языковым группам, нет больше нигде. И в этом заслуга, в том числе, русского языка. Общение на нем позволяет представителям абазин, карачаевцев, черкесов, ногайцев и других народов находить взаимопонимание, (извините за банальность) общий язык. И вот здесь эта некоторая ассимиляция даёт положительный результат. Но, все-таки и о своем родном языке, культуре, народных обычаях, традициях забывать не стоит.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

erid:2Vtzqw3aWxA

Точка зрения
Профессор СКИ РАНХиГС о перспективах и проблемах развития СМП
О перспективах и проблемах развития северного морского пути рассказал профессор Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Фарман Кулиев.