РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Уголок аланской культуры на территории Карачаево-Черкесии

НИА-Кавказ

XRAMНа территории, которая теперь называется Карачаево-Черкесская республика, первые потомки аланов появились в 1870 году. Из поколения в поколение осетины передают историю того времени.

«Место, где жили наши предки (Нарское ущелье Осетии – прим.редакции), - рассказывает корреспонденту НИА-Кавказ один из представителей осетинской диаспоры Кондрат Хетагуров, - было сплошными голыми скалами. Ни земли, ни малейшей возможности для нормальной жизни. Люди терпели, сколько было возможно. После чего один из них – поручик царской армии, участник Крымской войны Леван Хетагуров – обратился с письмом к императору Александру II с просьбой найти людям более подходящее для жизни место».

Леван (отец знаменитого поэта, художника Коста Хетагурова) пользовался большим авторитетом, а боевые заслуги поручика были по достоинству оценены русским командованием. В результате он возглавил переселение малоземельных горцев в Кубанскую область. В 1870 году Леван Хетагуров с группой нарских осетин переселился туда, образовав селение Георгиевское, позднее названное Георгиево-Осетинское.

Теперь село носит имя человека, который прославил осетинский народ далеко за пределами Кавказа, - Коста Хетагурова. Здесь проживают около 3,5 тысяч человек. За эти почти полтора века земля Карачаево-Черкесии стала для потомков аланов по-настоящему родной.

Несмотря на то, что эти люди живут в сотнях километров от исторической Родины, они все также чтут традиции предков, стараются сохранить свою самобытную культуру. Здесь даже музей есть, в котором размещены экспонаты разных лет. От деревянных вёдер, чашек, корыт, которыми люди пользовались сразу после переселения, до почти современной металлической и даже декоративной утвари последующих десятков лет.

«На первых порах здесь тоже было трудно, - рассказывает руководитель местного музея Юлия Нартикова. – Сначала эта местность напоминала лес, который нашим предкам пришлось выкорчевывать. Только затем началось строительство домов. Переселенцы были преимущественно бедными людьми. Однако стремление сделать жизнь лучше, дало положительный результат».

Первые осетины на территории нынешней КЧР разводили скот, трудились в полях. Со временем жить стало чуть легче. Появились богатые, зажиточные семьи. Поменялись и предметы быта. Впрочем, позволить себе такую роскошь, как чайник или самовар, могла далеко не каждая семья. В музее села Коста Хетагурова сохранили экспонаты той поры.

Собеседники журналиста в один голос говорят, что, несмотря на некоторую обособленность (всё-таки почти все осетины Карачаево-Черкесии живут именно в селе Коста Хетагурова), их народ всегда жили в мире с соседями, многое у них заимствовал. К примеру, национальный напиток карачаевцев – айран – стал постоянным атрибутом и осетинского застолья.

А еще здесь, несмотря на значительную удаленность от исторической Родины, стараются сохранить все то, что досталось осетинам от предков. Особенно это заметно по тому, как отмечают они то или иное событие. Практически все праздники проходят по старинным национальным обычаям. Причем ни одного из этих мероприятий не проходит без традиционных осетинских пирогов. А кроме того, есть на малой Родине и напоминание об исторических землях этого народа. Совсем рядом расположен Шоанинский Храм, построенный аланами в X веке. Каждый год в день святого Уастырджи (так осетины называют Георгия Победоносца – прим.редакции) местные жители с тремя осетинскими пирогами поднимаются на гору Шоан и молятся святому о счастье и благополучии Карачаево-Черкесской земли.

 


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

erid:2Vtzqw3aWxA

Точка зрения
Профессор СКИ РАНХиГС о перспективах и проблемах развития СМП
О перспективах и проблемах развития северного морского пути рассказал профессор Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Фарман Кулиев.